• Именно то, как вы собираете, организуете и используете информацию, определяет победите вы или проиграете [Билл Гейтс]
Вторник, 19 Ноябрь 2013 15:36

Я иду пока вру, вы идёте пока врёте…

Практикующий психолог Светлана Шевченко продолжает отвечать на вопросы читателей Афиши, многих из которых волнует именно эта проблема: почему дети лгут?

Во-первых, очень важно различать ложь и фантазирование. Способность детей отделять мир фантазий от реальности формируется к 7-8 годам. Фантазирование является важной составляющей развития. Для маленького ребенка желание, чтобы что-то произошло, может стать более реальным, происходящее чем на самом деле. Он приносит из сада чужую игрушку и говорит, что ему подарили. Прямое разоблачение: «Ты меня обманываешь!», не принесет пользы и напрасно обидит ребенка. Лучше будет сказать: «Наверное, тебе очень хотелось иметь такую машинку, и ты вообразил, что тебе ее подарили. Давай завтра вместе отнесем ее в сад и скажет, что ты ошибся». Таким образом, родители не снизят самооценку ребенка и будут учить его отличать реальность от фантазий. Ребенок видит, что папа и мама понимают: он не плохой, а еще очень маленький, и только растет и учиться.

Если вы будете внимательны к фантазиям детей, сможете понять их действительные чувства. Робкий и застенчивый мальчик, рассказывая о своих победах над другими мальчишками, очень хочет не разочаровывать своего отца, который хотел бы видеть его более мужественным и сильным. Фантазии дают детям надежду и помогают пережить трудные времена и даже лишения. Прикованные болезнью к постели, они представляют, что бегают, прыгают, играют со своими друзьями. Фантазии помогают детям формировать их внутренний мир, где нет излишнего контроля и вмешательства взрослых. Именно в мечтах дети представляют себя взрослыми, видят себя и свою жизнь в будущем.

Фантазии помогают «отыгрывать» негативные чувства: злость, гнев, обиды на близких людей. Ребенок «выпускает пар» не в реальной жизни, а в своих мыслях, и этим снимает напряжение. Выдуманные миры являются неотъемлемой частью творчества. Самые большие открытия были совершенны именно фантазерами, не побоявшимися воплотить мечты в жизнь.

Когда ребенок все же врет - это сигнал родителям. Сообщение о том, что вранье - следствие их (родительских) ошибок и просчетов. Причину вранья всегда можно объяснить, и поэтому прежде всего нужно постараться ее понять.

Дети часто стремятся решать реальные проблемы фантастическими способами. «Это не я съел конфеты, а Карлсон!». Здесь важно помнить, что у дошкольников волевые процессы еще не сформированы, им трудно удержаться при виде конфет на столе - слишком велик соблазн. Часто бывает, что система запретов в семьях слишком широка и, как следствие, малоэффективна. Родитель может сказать: «Я думаю, тебе хотелось бы, чтобы Карлсон сделала это, потому что сейчас ты сожалеешь о случившемся», – и больше не возвращаться к этой проблеме, не напоминать и не ругать.

Также причиной лжи могут быть предъявляемые родителями завышенные требования, которые не основываются ни на возможностях, ни на желаниях самого ребенка. И тогда малыш ограждает себя от необоснованных нападок, а родителей - от разочарования. Страх потерять любовь родителей, их расположение, чувства ревности и соперничества, боязнь быть отвергнутым, потребность в большем внимании и одобрении - все это толкает ребенка на ложь.

Еще одной причиной детской лжи может быть пример родителей. Очень важно то, как мы сами себя ведем. Всегда ли говорим детям правду? Ведь маленькая ложь порой так облегчает жизнь! Мы с легкостью отказываемся от приглашения в гости, ссылаясь на мнимую болезнь, всячески ругаем «за глаза» соседку и мило улыбаемся ей при встрече и т.п. Взрослым эта ложь кажется невинной? Но если мы хотим донести до детей мысль, что ложь мешает доверию, а доверие необходимо для любви, мы должны пересмотреть эти ситуации. Нельзя требовать от детей честности, пока мы не будем честными сами.

Понятно, что если такие проступки носят случайный характер, не стоит беспокоиться. А вот постоянное вранье в возрасте от десяти лет и старше – это уже другое дело, и к этому нельзя относиться с юмором и снисхождением. Поскольку ложь в подростковом возрасте имеет совершенно иное значение, чем в детском, и требуется более тщательное изучение ее причин.

Большое значение имеют те способы, которыми родители пытаются воздействовать на обманывающего подростка. Гнев и физические наказания будут плохими помощниками в этом. Ребенок врет, потому что нуждается во внимании, или считает себя ничтожеством, и только вранье может сделать его более интересным. Поэтому, сделав из врунов «плохих» и, соответственно, наказав, взрослые только усилят, заострят те потребности, которые и были причиной обмана.

Известный психолог Эда Ле Шан говорит: «Когда ребенок начинает привычно лгать, это не значит, что вранье стало его привычкой на всю жизнь. Это свидетельствует о том, что ребенок переживает трудный период развития и что у него возникают особые проблемы, которые требуют глубокого анализа». Она говорит о том, что жизни случаются разные ситуации, и порой правда бывает болезненной и даже губительной. Важно обучать своих детей проявлять чуткость и понимание к другим людям. «Как это ни сложно, но мы должны попытаться помочь нашим детям понять, как важно проявлять гибкость, выявлять тонкие оттенки чувств в отношениях с людьми. Ложь не будет пороком, если она заменит правду, которая причинит боль другому человеку. Но существуют ситуации, когда, несмотря на то, что правда болезненна, она необходима для сохранения любви и доверия между людьми. В таких случаях мы стараемся говорить правду, но оставаться мягкими и чуткими. Жизненно важно то, что мы говорим детям о лжи. Ведь это не только влияет на доверие между людьми, но и помогает ребятам познакомиться со многими этическими понятиями и обрести такие важные качества, как любовь и милосердие.»

Еще хотелось бы затронуть понятие «оправданная ложь». Наиболее допустимой считается ложь, направленная на защиту других людей от ущерба, позора и стыда. Большинство родителей учат своих детей солгать в том случае, когда сказать правду может быть опасно. Например, если ребенок один дома, а в дверь звонит незнакомец, то ему можно соврать, что родители дома, но спят.

Также среди причин лжи выделяют: избегание наказания, стремление добыть нечто, чего иначе не получишь, защиту друзей от неприятностей, самозащиту, стремление завоевать признание и интерес со стороны окружающих, желание не создавать неловкую ситуацию, избегание стыда, стремление доказать свое превосходство над тем, в чьих руках власть. И только чуткий взрослый, находящийся рядом, сможет распознать и устранить то, что лежит в основе этого неприятного явления – детской лжи.

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены