Вторник, 19 Ноябрь 2013 15:34

Разговор о вечном

Практикующий психолог Светлана Шевченко отвечает на вопросы читателей Афиши, один из которых звучит просто и страшно: как говорить с ребенком о бренности всего земного?

 Многие современные дети, к глубочайшему сожалению, не понимают основ мироздания: процесса течения времени, цикличности природы. У них нет возможности, да и умения, просто любоваться тем, как падают листья с деревьев во дворе. Или заметить: пробилась первая трава, в гнезде на большой березе вылупились птенцы. В Японии же этому просто учат! Учат созерцать, наблюдать, не вмешиваясь. Это крайне важно. И вот почему: если это умение, этот навык не развит, то отсутствует умение быть наедине с самим собой, играть в одиночестве. И в этом случае ребенок постоянно в поиске кого-то, ему нужна компания для игр - он не умеет быть один. Более того - ему страшно быть самому! Он не знает, что делать с собой, со своим одиночеством. А это как раз те условия, когда человечек формируется как личность: о чем-то думает, переживает какие-то жизненные ситуации, не отвлекаясь ни на что. И это как раз те моменты, когда ребенок начинает постигать очень важные философские понятия. Например, понятие смерти.

 Первый страх смерти, как правило, приходит к маленькому человечку в три года. Приблизительно в шесть лет возникает более полное осознание конечности своей жизни. И насколько ребенок это осознание проживет и переживет, насколько он с этим справится - от этого будет зависеть очень многое в его дальнейшей жизни. Это действительно один из важных моментов, поскольку не пережитый, не проработанный страх смерти очень часто портит человеку всю его оставшуюся жизнь! Он живет с этим страхом, пребывая в нем постоянно – и как следствие – боится жить.

 В моей практике был ребенок, который в определенный период слишком много об этом думал и говорил, пугая настойчивостью родных. Беда в том, что родители пропустили тот момент, когда нужно было с ним этот вопрос обсудить. Случилось то, что бывает во многих семьях, где родители загружены работой и повседневными заботами: момент разговора о главном, о том, что больше всего волновало и беспокоило малыша, был упущен.

 Вы обращали внимание на то, что дети очень любят, когда им читают одну и ту же сказку много раз подряд? Для них крайне важно повторение - так они учатся. И когда они сталкиваются с какими-нибудь открытиями этого мира, им важно об этом говорить много. Проговаривать для того, чтобы мысли переработались в какой-то опыт. Еще немаловажный аспект: какую бы тему не поднимал ваш ребенок - нужно говорить с ним без малейшего страха или стеснения. Если человечек почувствует, что вам страшно говорить с ним на какую-то тему (а так бывает очень часто с родителями, которые сами не избавились от многих страхов) его страх только усилится! Он будет рассуждать примерно так: "ну, если и мама моя боится об этом говорить - то как же это ужасно на самом деле!" И внутри его "я" этот страх будет разрастаться день ото дня. Это простая формула: чем меньше мы говорим с ребенком о том, что его волнует, тем больше и сильнее становиться его внутреннее ощущение страха. Важно говорить о таких вещах, ориентируясь на возраст ребенка, понятными для него словами.

 Кстати, раньше вопросы смерти и цикличности жизни вообще не стояли так остро: люди жили большими семьями в одном большом доме - на глазах у детей члены семьи рождались, жили и умирали. Все было понятно и естественно. И вопрос "брать ребенка на похороны родственника или нет" не возникал - все происходило в одном доме, под одной крышей. А сейчас мне приходится сталкиваться с такими случаями: год назад в семье умерла бабушка, а внуку до сих пор родители боятся об этом рассказать. Боятся его травмировать этой правдой. А на самом деле в жизни ребенка образовалась пустота: исчез родной ему человек, его не стало - а куда он делся? Что с ним произошло? И эта неизвестность и недосказанность - мощнейший толчок к невероятным и страшным фантазиям. Как работает наша психика? Муж должен вернуться домой с работы в семь. В девять - его нет, вы обзвонили всех, кого могли. В одиннадцать - что твориться у вас в мыслях? В двенадцать - какие картины вы себе нарисовали? А что же тогда можно говорить о ребенке? Это - обычное свойство нашей психики, мы так устроены: заполняем непонятные, необъяснимые места "ужастиками". И дети с их отсутствием жизненного опыта, эти "ужастики" развивают до невероятных границ и размеров. И самое страшное, что у них нет возможности об этом говорить - родители-то молчат! Это, кстати, касается и вопросов секса - родители не говорят потому, что стесняются. А дети это чувствуют. Нужно понимать одно правило: ребенок никогда не прийдет с вами разговаривать, если вы не готовы к этому разговору. По разным причинам: стесняетесь, боитесь - он чувствует эти помехи и разговора не будет. На самом деле, ребенок в такие моменты щадит родителей, понимая, что здесь - их слабое место. И начинает искать информацию "на стороне". Хорошо, если он найдет ее у доброго друга, у любимого дедушки, бабушки. А если не найдет - внутри останется пустота. И это - страшно.

 Практика таких важных разговоров, на самом деле, проста: "А что моя бабушка умрет?" "Да, но это произойдет нескоро. Тебе нужно вырасти, пойти в школу, закончить ее, поступить в институт, окончить его, затем жениться, потом у тебя появятся собственные детки, бабушка состарится и, возможно, когда-то тогда это может произойти." Чувствуете, сколько цикличности и временных промежутков в этом ответе? Дети мыслят образно, им нужны наглядные и понятные объяснения. Ребенку очень важно озвучить все жизненные циклы, которые проживает человеческий организм - только так можно справляться со страхами. И сколько ребенок будет об этом спрашивать и говорить - столько и отвечайте: месяц, два, три. Да, такова жизнь, такова природа. Важно не прятать от них смерть. Даже если речь идет о умерших домашних животных: похороните вместе любимую кошку, поблагодарите ее и природу за то, что вам вместе было так хорошо. Если вы религиозный человек - вложите в свои объяснения частицу своей веры. Если нет - говорите о разуме и цикличности природы. Кстати, вы тем самым дадите своему ребенку еще одну свободу: возможность свободного вероисповедания. Научите детей понимать и принимать жизненные циклы. Иначе потом, когда будут болеть и умирать родители - дети будут отворачиваться и уходить. И виновато в этом будет только старшее поколение - потому, что не научили это переживать и сопереживать. Не наученные дети либо саморазрушаются от этого внутреннего напряжения, либо черствеют.  

 svetlana-shevchenko.zp.ua

 беседовала Александра Зайченко

 

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены