Вторник, 19 Ноябрь 2013 15:30

Жизнь как сказка

Сказки сопровождали человека с очень давних времен. Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение, и вместе с ними передавались опыт, знания, мудрость.

Светлана, мифы и притчи действительно были средством народной психотерапии и врачевали души людей?

Вспомните прекрасную и умную Шахерезаду, которая с помощью тысячи и одной сказки спасла себе жизнь и вылечила царя Шахрияра. Сказки были средством народной педагогики и учили уму-разуму, ведь задействование образного мышления облегчает понимание и усиливает эмоциональное воздействие. Вовремя рассказанная сказка может иметь гораздо больший эффект, нежели нравоучение.

Исследованиями и анализом сказок занимаются ученые разных направлений. Наибольший интерес представляют народные сказки, прошедшие проверку многовековой историей человечества. Они, как бриллиант, отшлифовывались, проходя через уста рассказчиков разных поколений и собирая в себе народную мудрость. Считается, что в сказках зашифрованы основные моменты жизни человека, его внутренних, психических этапов развития. Сказка Колобок, например, рассказывает об этапе отделения ребенка от родителей, и к чему может это привести, если отделение происходит слишком рано, и у ребенка еще нет опыта взаимодействия с миром.

Сказки, мифы, притчи хороши тем, что каждый может видеть в них «свою» мудрость, находить в них «свои» способы решения тех вопросов, которые сейчас актуальны. Слушая сказки, ребенок расширяет свое представление о мире, накапливает в своем опыте различные способы решения возникающих проблем, учится сопереживать героям, отличать добро и зло. Преображаясь в героя сказки (и как бы заручаясь его поддержкой) ребенок становится сильнее, смелее, умнее, он как бы присваивает себе его качества, которые сейчас ему необходимы. Поэтому крайне важно читать детям народные повествования - в них кладезь народной мудрости, зашифрованной в образы, метафоры, аллегории.

 Можно согласиться, что сказка воспитывает, лечит, помогает переживать трудные времена. А если сложно найти «свою» сказку, рассказывающую об определенной истории?

Ее можно сочинить. Сказкотерапия позволит каждому создать свою историю, где в метафорической форме найдут отражение процессы его внутренней жизни. Мне вспоминается сказка, созданная для мальчика, получившего сильные ожоги, и находящегося в повязках и специальных приспособлениях, сковывающих его движения. В этой сказке он был астронавтом, путешествующим в своем скафандре в Космосе. Каждый день он придумывал истории о том, где он побывал, и какие приключения с ним произошли. Его мама говорила, что это кардинально изменило его настроение и самочувствие, помогло пережить трудный и болезненный период выздоровления.

Помните фразу: «Я не волшебник, я только учусь!» Стать сказочником в ваших силах. Подарите ребенку возможность хотя бы иногда вместо нравоучений и критики слушать сказку. Вы можете создавать сказку вместе с ним или написать ее самостоятельно. Вы начинаете - ребенок продолжает, либо вы пишете части сказки по очереди, создавая «многослойный» сюжет.

 Очевидно, существуют какие-то правила в написании таких психологических сказок?

Они просты. Чтобы было понятнее, я придумала сказку для девочки, у которой есть сложности в отношениях с младшей сестрой.

Во-первых, создавая завязку «Жили-были…» вы не напрямую говорите о проблеме ребенка (иначе это вызовет отрицание и внутренний протест), а находите близкий образ. Например, если ребенок не умеет работать в команде, не принимает помощи или недооценивает чье-либо участие в его жизни, сказка Репка хорошо это продемонстрирует. Она покажет важность вклада каждого участника, даже такого маленького, как мышонок. Возьмите нужную вам сказку за основу, а дальше введите в сказку другие персонажи, они могут чем-то напоминать реальных людей (но только напоминать), творите!

Жили-были король, королева и принц. Они жили в большом замке. Это была очень дружная семья, в которой все любили друг друга. Они много путешествовали, принимали гостей и устраивали праздники. Все подданные очень любили королевскую семью, особенно принца, ведь он был добрым, справедливым, смелым, честным, веселым ребенком.

Следующий этап – герой сказки сталкивается с трудной ситуацией, проблемой или в его жизни возникает конфликт (напоминающий реальную ситуацию - только напоминающий!).

И вот однажды в их семье случилось радостное событие – королева родила еще одного сына! Все собрались на праздник, радовались и веселились. И вдруг в зале появилась Злая колдунья из дальнего леса. Ее забыли позвать на праздник, и она очень рассердилась. Колдунья хотела заколдовать маленького принца, но его старший брат бросился к кроватке и закрыл собой малыша. Все злые чары достались ему.

Третий этап – поворот в сказке: из-за возникшей проблемы все меняется.

С тех пор никто не мог узнать старшего принца. Он стал злым, грубым, никого не любил. Все в королевстве опечалились. Не стало больше праздников, веселья, радости, счастья. Долго искал король того, кто сможет расколдовать старшего сына, но не мог найти. Так прошло пять лет. И вот однажды в замок приехала Добрая Фея. Она сказала, что расколдовать старшего принца может только человек одной с ним крови - его младший брат, но ему предстоят тяжелые испытания.

Четвертый этап – преодоление трудностей.

Младший принц очень любил своего брата, и был благодарен ему за спасение. Родители часто рассказывали ему эту историю. Собрался младший принц в дорогу. Отправился он в дальний лес. По дороге подружился с птицами и зверями, и они помогли ему узнать, где прячет колдунья волшебное зелье, которое может расколдовать его брата. Много трудностей прошел младший принц (тут можете добавить подробности), прежде чем добыл зелье.

Пятый этап – развязка, позитивная концовка сказки.

Вернулся младший принц домой и принес волшебное зелье. Выпил старший брат и снова стал таким, как прежде - добрым, справедливым, смелым, честным, веселым. Вернулись во дворец радость и счастье. А Злая колдунья лопнула от злости и больше никому не могла навредить.

Шестой этап – мораль, которая извлекается из сказки.

Вот как важно, чтобы у тебя были братья и сестры - они всегда придут на помощь в трудную минуту.

Рассказывая свои сказки, создайте для ребенка «волшебное» пространство, в котором комфортно, безопасно, тепло. Наличие вымышленных героев создает впечатление, что все происходит как-бы понарошку. Но подсознательно все, что вы рассказываете, усваивается ребенком.

 А когда лучше заниматься с малышом сказкотерапией?

Это должно происходить в те моменты, когда ребенок наиболее расположен вас слушать. Все, что сказано не вовремя, набегу не имеет воспитательного эффекта. Не злоупотребляйте сказкотерапией – передозировка опасна во всем, ребенок потеряет к этому интерес и чувствительность.

Еще один вид сказок, которые помогут вам в воспитании детей – медитативные. Они обладают целительной силой, наполняя вашего ребенка спокойствием, давая ответы на актуальные вопросы, расслабляют его, лечат, разрешают конфликты. Вы можете найти их на моем сайте или в других источниках, можете создать их сами, учитывая индивидуальность вашего ребенка.

Наши дети проходят сложный путь взросления, мы – родители - сопровождаем их в этом пути. Порой нам приходится сталкиваться с трудными временами, которые научно называются «возрастные кризисы». Мы злимся, теряем терпение, кричим, чувствуем полную беспомощность, но при этом принимаем и продолжаем любить своих детей. Как же важно им об этом знать, что несмотря на капризы и непослушание мы продолжаем их любить! Всегда.

 Мы говорим о сказках для детей. Но, возможно, существует и сказкотерапия для родителей?

Вот сказка для взрослых, но иногда ее можно рассказывать детям - она про принятие своего ребенка во всех его проявлениях. Когда вы будете рассказывать эту историю своему ребенку, опишите все то, что происходило в вашей жизни. Сказку можно рассказывать детям в любом возрасте, даже когда им 50 лет.

 

Когда ребенок появляется на свет, он совсем маленький. Часто плачет, требуя маминого внимания, иногда болеет, и мама проводит у его постели бессонные ночи. Ребенок капризничает, отказывается кушать и упрямится... Но каждый раз, когда мама заходит в спальню, она подходит к своему ребенку, гладит его по спине и поет ему мамину песню:

                                                 Я буду любить тебя всегда,

                                                 Я буду любить тебя вечно.

                                                 Пока я твоя мама,

                                                 Ты мой малыш!

 Ребенок подрастает. Он упрямится, кричит и настаивает на своем. Старается все делать по своему, поэтому все делает наоборот. Не слушается, устраивает истерики. Иногда сводит родителей с ума… Но каждый раз, когда мама заходит в спальню, она подходит к своему ребенку, гладит его по спине и поет ему мамину песню:

                                                 Я буду любить тебя всегда,

                                                 Я буду любить тебя вечно.

                                                  Пока я твоя мама,

                                                 Ты мой малыш!

 Ребенок идет в школу. Он приносит домой плохие отметки, говорит, что не хочет учиться, срывает уроки, дерется. Ему сложно найти друзей. На него жалуются учителя… Но каждый раз, когда мама заходит в спальню, она подходит к своему ребенку, гладит его по спине и поет ему мамину песню:

                                                 Я буду любить тебя всегда,

                                                Я буду любить тебя вечно.

                                                 Пока я твоя мама,

                                                Ты мой малыш!

 Подростковый возраст. У ребенка зеленые волосы и серьга в ухе. Он никого не слышит и не понимает. Ему кажется, что весь мир против него, и тогда он против всего мира. Сигареты, алкоголь… Он никому не позволяет входить в его комнату… Но когда он засыпает, мама заходит в спальню, подходит к своему ребенку, гладит его по спине и поет ему мамину песню:

                                                 Я буду любить тебя всегда,

                                                 Я буду любить тебя вечно.

                                                Пока я твоя мама,

                                                Ты мой малыш!

 И вот ребенок – уже сам взрослый. У него семья, дети, проблемы на работе. Он раздраженный приходит домой, ложиться на диван и отворачивается… И тогда мама подходит к своему ребенку, гладит его по спине и поет ему мамину песню:

                                                 Я буду любить тебя всегда,

                                                 Я буду любить тебя вечно.

                                                  Пока я твоя мама,

                                                 Ты мой малыш!

 И вот у взрослого «ребенка» снова проблемы, он ложится на диван и ждет маму. Но мама не приходит. Она состарилась, и у нее нет сил. Тогда ребенок подходит к маме, гладит ее по коленям и поет ей песенку:

                                                   Я буду любить тебя всегда,

                                                 Я буду любить тебя вечно.

                                                 Пока ты моя мама,

                                                 Я твой малыш!

 Пройдет время, и повзрослевшие дети будут заходить в спальню, и подходить к своим детям, гладить их по спине и петь им мамину (папину) песню:

                                                 Я буду любить тебя всегда,

                                                 Я буду любить тебя вечно.

                                                 Пока я твоя мама (папа),

                                                 Ты мой малыш!

 

 

 

Оставить комментарий

Убедитесь, что вы вводите (*) необходимую информацию, где нужно
HTML-коды запрещены